14.07.2014 в 03:07
Пишет #cicada:вот уж не думала, что когда-нибудь репостну что-то из сада
выпилены капсы, шапка и примечания переводчиков, личности которых см. по ссылке на оригинальный пст
Пишет Bitch-Jerk:
URL записивыпилены капсы, шапка и примечания переводчиков, личности которых см. по ссылке на оригинальный пст
Пишет Bitch-Jerk:
Прислушиваемся к зрителям в 10 сезоне: обращение к сценаристам Сверхъестественного
читать дальшеКогда мы садимся смотреть серию «Сверхъестественного», у нас всегда есть определенные ожидания — точно так же, как при просмотре любого сериала (или чтении книги, или походе в кино, если уж на то пошло). Мы хотим, чтобы нас развлекли. Но помимо этого, и даже точнее, — мы хотим что-то почувствовать. Мы хотим, чтобы история (в какой бы форме она не подавалась) смогла нас так или иначе расшевелить. Мы хотим увлечься, испугаться, взволноваться; хотим, чтобы нас заставили смеяться, растрогали до слез, дали пищу для размышлений. Безусловно, это трудная задача. Но качественная история способна на все это, и даже больше. Мы знаем, что в «Сверхъестественном» были такие истории. Но иногда шоу не показывает себя достойным в полной мере своего потенциала и не затрагивает так глубоко, как могло бы. К сожалению, для меня девятый сезон — один из таких случаев.
Это эссе — упражнение для фантазии. В нем — то, что я бы сказала, если бы по счастливой случайности смогла полететь в Лос-Анджелес, войти в комнату сценаристов, представляя зрительскую аудиторию, и дать сценаристам «Сверхъестественного» узнать, что в моей голове, хотя бы на 15 минут. Сразу поясню: в этой статье сценаристы не поливаются грязью, не обвиняются в ненависти к определенным персонажам или равнодушии к сериалу. Я принимаю как факт, что сценаристы заинтересованы в написании истории, которую рассказывают, и хотят хорошо выполнять свою работу. И эта статья не о самих сюжетных линиях (что может быть вообще темой для отдельного эссе), а скорее об их воплощении.
И да, в этом упражнении я возьму на себя ответственность говорить от лица всех зрителей (в частности, фандома), объединяя нас словом «мы». Я знаю, что на самом деле буду говорить только за себя, но, с другой стороны, я побывала на достаточном количестве форумов и прочитала достаточное количество постов, чтобы получить общее представление о вещах, в которых фанаты единодушны относительно истории. Так что, если бы мне выпала возможность завладеть вниманием сценаристов незадолго до начала десятого сезона, я бы очень попросила их обдумать нижеследующие моменты (очередность неважна), с помощью которых можно дать аудитории возможность оказаться ближе к персонажам и истории, намного улучшая повествование. Хочу прояснить одно — под «вы» в этом эссе имеется в виду группа сценаристов. Помните, что я обращаюсь прямо к ним.
Здравствуйте, Джереми и вся команда сценаристов «Сверхъестественного» (просто подыграйте мне). Первым делом позвольте мне сказать — я знаю, как вам небезразлична ваша работа. И я знаю, какая она сложная. Я достаточно знаю о написании историй, чтобы понять, как это нелегко. Это — сложно, а сценарии к ТВ-шоу — очень специфичный, особенный, требующий скорости формат подачи истории. В нем нет места красочным описаниям, как в романах. И тем не менее, в ТВ-сериале (тем более таком долгоиграющем, как «Сверхъестественное») есть возможность смастерить истории, проработанные в деталях, подойти к раскрытию персонажа глубоко. Но в процессе создания — когда задаешь тон повествованию, делаешь набросок, переписываешь — может случиться так, что за деревьями не станет видно леса. По своей сути «Сверхъестественное» — очень человеческая история о двух братьях, которые борются против зла. Это та самая история, которой увлечена аудитория, и ваша работа — делать так, чтобы нам все еще было интересно, мы не потеряли нить истории через все перипетии (23 эпизода все-таки), в то же время сохраняя ее основной фокус. Поэтому, если позволите, я выскажу несколько предложений, который могут помочь в том, чтобы аудитория оставалась заинтересованной, несмотря на перемены в мифологии сериала.
читать дальшеПозвольте Сэму и Дину говорить самим. Сейчас каждый из вас уже имеет свой собственный стиль повествования, так и должно быть. Однако Сэм и Дин не должны иметь стиль кого-либо из сценаристов — у них должен быть свой. Вы должны настолько хорошо знать Винчестеров, чтобы они оставались сами собой вне зависимости от происходящего; они должны быть собой, какой бы сценарист их не писал; мы должны узнавать черты, которые были давно заложены в Сэма и Дина. Это не означает, что поведение братьев должно быть предсказуемым. Но оно также не должно слишком выходить за рамки их характеров. Что бы они ни делали, причины их действий не должны противоречить мотивации и мыслям, соответствующим этим персонажам.
Давайте рассмотрим эмоциональную составляющую Сэма, Дина (и Кастиэля) в истории. Как фанаты, мы уже изучили этих персонажей. Тем не менее для того, чтобы продолжать чувствовать к ним близость, мы должны иметь какое-то представление об их мыслях и чувствах. Как вам известно, единственный способ сделать это в телешоу — через поступки героев и диалоги. Нам нужно, чтобы Сэм и Дин больше говорили друг с другом. Или как минимум разговаривали с другими персонажами. Какой бы путь вы ни выбрали для этого, покажите, как они проходят через то, через что им доводится проходить. Если Сэм не ищет Дина в Чистилище и выбрасывает его телефоны, хорошо — но дайте ему несколько фраз, чтобы объяснить, почему он так делал, когда Дин (или другой персонаж) прямо спрашивают об этом. Если Дин говорит Бенни, что он лучший брат, пусть объяснит контекст этого заявления. Если Сэм дает понять, что он и Дин не могут быть братьями, покажите, почему он чувствует так. Например: Сэм ведь мог бы сказать Дину, что ему снились кошмары о том, как он своими руками убивает Кевина, задолго до финала сезона? А еще лучше, почему бы не показать эти кошмары?
Хотя фанатам нравится домысливать канон, это не должно происходить слишком часто. В противном случае сама история будет менее значимой для зрителей — как раз-таки потому, что все пытаются догадаться, как ее понять. К тому же, это ощутимо увеличивает количество ненависти и враждебности в обсуждениях на форумах. Как часто это случается на фанатских сообществах «Сверхъестественного», где дискуссия о новом эпизоде превращается в спор о том, что же на самом деле произошло на экране. Да, знаю, все художественные произведения предполагают некую степень вольного толкования аудиторией, но если это происходит постоянно, из-за неопределенности написанного, тогда, вероятно, вы что-то упускаете. Это можно исправить с помощью однозначных действий и диалогов между персонажами, особенно между братьями. Хотя бы позвольте Сэму и Дину заканчивать их собственные предложения. Иногда мужчины действительно разговаривают друг с другом.
Отсылки к канонным несоответствиям. Мы всегда готовы отбросить наше неверие, когда дело касается вселенной «Сверхъестественного». И тем не менее нам хотелось бы, чтобы эта вселенная работала по правилам, которые вы для нее создали. Конечно же, вы имеете право привносить что-то, если оно вписывается в канон. Но мы не глупы и мы знаем мир сериала, поэтому, если вы что-то собираетесь менять, пожалуйста, дайте объяснение (хотя бы коротенькое), почему прежние правила были изменены. В частности, обосновывайте, когда что-то было раньше так, а теперь по-другому. В крайнем случае дайте персонажу отметить несоответствие вслух. Например, в серии 9.22 («Лестница в небо»), когда Дин столкнулся с Тессой, если бы он хотя бы вскользь выразил свое удивление тем, что Тесса не только жнец, но и ангел, для зрителей это бы имело большое значение.
В большинстве случаев у фанатов находится свое объяснение для несоответствий в каноне, но было бы лучше, если бы вы давали его для нас. Иначе, когда жнецы пускаются во все тяжкие, Сэм с легкостью проникает в Ад и обратно или когда Сэму должно быть 12 лет в эпизоде, но его играет ребенок, который выглядит на семь (я бы могла перечислить больше, но вы и так поняли мысль), — это обесценивает мир, который вы создали, и предполагает, что зрители не уделяют таким вещам пристального внимания. Мы охотнее принимаем изменения в каноне в том случае, если с помощью персонажей вы показываете, как они происходят.
Позвольте людям снова принять участие в истории. Сэм и Дин действуют в мире «Сверхъестественного», однако люди всегда были теми, кого они оберегали. В последнее же время, не считая моментов, когда они берут у кого-нибудь показания, братья больше контактируют со сверхъестественными существами, чем с обычными людьми. И хотя это хорошо, что «Сверхъестественное» переросло уровень «человек в беде», перешло от эпизодов с монстрами недели к более широкой мифологии, нам нужно, чтобы люди снова включились в сюжет. Даже второстепенные персонажи переместились в сверхъестественный мир: Гарт обратился в вервульфа, Чарли в Стране Оз, Кевин (который и так был пророком) умер и стал призраком — таким образом, получается, что только у шерифа Миллз жизнь обычного человека.
Было бы интересно снова затронуть тему того, как мир сверхъестественного влияет на мир людей. На протяжении многих лет ваши предшественники (хотя Джереми как бы один из них) представляли нам многогранных эпизодических персонажей, которым было легко сопереживать, даже если они появлялись в одном эпизоде. Вспомните Лейлу из «Веры» (1.12), Рональда Резника из «Ночного оборотня» (2.12) и Картеров из «Родни» (4.11). Вспомните, когда-то у Винчестеров была цель спасать людей и эти люди играли большую роль в серии (даже если в конце не всех смогли спасти). Такие серии, как «Кроатон» (2.09), «По законам военного времени» (3.12), «С Богом, братцы!» (5.02) наглядно демонстрировали нам Винчестеров, работающих с людьми на протяжении всей истории. И такие истории рождали запоминающиеся, эмоционально сильные эпизоды.
В этом сезоне ангелы, павшие на Землю, предоставили отличную возможность показать, какое влияние может оказать на людей подобный катаклизм. Мы видели немного людей, одержимых ангелами, однако не углублялись в то, как на людей в действительности влияло воздействие сверхъестественных сил. Исключениями можно считать «Лекарство от всех проблем» (9.17) и «Алекс, Энни, Алексис, Энн», в которых вы дали нам эпизодических героев, которым можно сопереживать и в которых можно верить. Учитывая, сколько смертей в «Сверхъестественном», приятно видеть спасенных, и нам нравится, когда у Сэма и Дина появляется что-то, что можно поместить в список «побед».
Будьте вдумчивы при написании эпизодических ролей. Мне жаль это говорить, но большинство характеров ваших эпизодических персонажей кидает из крайности в крайность — либо это совершенно беспомощные люди, либо чрезмерно «мэри-сьюшные». Хотя это и звучит резко, но позвольте мне разъяснить. На сегодняшний день большинство людей, с которыми Сэму и Дину приходится общаться, скорее похоже на карикатуры настоящих личностей. Они либо изображены как типичные «лузеры», которые ведут себя чрезвычайно глупо, либо это люди настолько безнадежные даже в плане обычной жизни, что порой гадаешь: а как они существовали до приезда Винчестеров в город? В этом сезоне дошло до того, что практически во всех сериях, где Сэм и Дин опрашивают людей, эти люди описываются как социально неприспособленные, «изгои» в нормальном обществе или на них повешен ярлык (вами) внешне непривлекательных. Подумайте — владельцы веганской пекарни в «Собачьем полдне Дина» (9.05), члены группы воздержания из «Между молотом и наковальней» (9.08), почти все в «Очищении» (9.13) — черт возьми, даже Дин подколол «типичного» ботаника, описав его характерные внешние черты словами: «Сейчас угадаю — коротышка, бледная немочь, хипстерские очки с чёрной оправой?» (из «Пленников» (9.14). Почему практически каждый человек, который встречается Сэму и Дину, показан таким образом? Послушайте — это нормально, сделать эпизодических героев обычными, симпатичными, даже умными людьми. Не беспокойтесь, они не затмят наших главных героев (хотя есть одна опасность, о которой я напишу дальше).
А теперь другая крайность — такие люди, как Крисси или Чарли. Не поймите неправильно: мы любим, когда на шоу есть сильные женские персонажи (как до этого Джо, Эллен, Памела, а сейчас Джоди, миссис Трэн и, в какой-то мере, Чарли). Просто не используйте Сэма и Дина, чтобы подчеркнуть ум этих героинь. Нам не нравится, когда эпизодические (или даже постоянные) персонажи выясняют все сами, потому что Сэм и Дин не могут, или когда те же персонажи должны прийти и спасти Винчестеров, потому что те слажали на охоте. Почему бы всем не побыть способными одновременно? Почему бы Сэму и Дину не работать вместе с ними, когда те включаются в работу и помогают, но не преуменьшают умений Винчестеров? Бен Эдлунд знал, как написать такого персонажа в отличнейшем эпизоде «Все ненавидят Гитлера» (8.13). Аарон был умным и решительным (и веселым), и при этом Винчестеры могли использовать свои навыки охотников в течение всего эпизода.
Но, эй, не все так плохо. Ребята, вы проделали отличную работу с характером беззащитного Тимми в «Плохих мальчишках» (9.07), а Генри Винчестер и Каин были великолепными задумками (хотя эти двое были не совсем эпизодическими, так как оба крепко привязаны к сюжетной арке).
Эпизодические персонажи, которые являются сверхъестественными существами, не намного лучше. Мы прежде видели некоторых убедительных: призрак Молли в «Убийстве на дороге» (2.16), Коул-призрак (и жнец Тесса, конечно же) в «Смерть берет выходной» (4.15) и Джесси-Антихрист в «Дети — наше будущее!» (5.06). И не забудем о каждом Всаднике (но особенно о Смерти) в пятом сезоне. Сейчас же у нас есть Дэл (демон, работающий на складе) из «Пленников» (9.14), Эзра (ангел, которого допрашивали) в «Короле проклятых» (9.21) и Тайрус (ангел из боулинга) в «Лестнице в небо» (9.22). Они всего лишь сверхъестественный эквивалент «лузеров», которых вы так любите изображать. Откуда возникает вопрос: ребята, почему вы так зациклились на этом? Даже великий и ужасный Метатрон был обрисован как «ботаник, пытавшийся стать одним из популярных детей». Надоело.
И в конечном счете такие персонажи совершенно неубедительны. И даже не смешны. Они невзрачные и незапоминающиеся. Вы способны (и должны) делать все это намного лучше.
Сделайте ваших злодеев злобными. Не хочу сильно углубляться в эту тему, так как она тесно связана с сюжетной аркой каждого сезона. Но это само собой разумеется: сделайте ваших злодеев страшными. Изобразите их могущественными и уверенными, а не слабыми и беззащитными. Пусть они точно знают, кто они такие и чего хотят (разумеется, чего-то очень ужасного), и пусть они преследуют свои цели бескомпромиссно.
Покажите, как злодеи творят зло, а не просто говорят об этом (вспомните девочку Лилит). И запомните: вкрадчивый и льстивый злодей — не страшный. Отличный пример идеального злодея — Аластер, созданный вашими предшественниками (хотя Джереми Карвер тоже принимал в этом участие).
Создавайте конфликты, в которых братья не перестанут быть братьями. Мы знаем, что конфликт — основа хорошей драмы. И разумеется, если братья будут постоянно друг с другом соглашаться и обниматься, то это будет скучно (хотя время от времени это бы как раз не помешало, для разнообразия). Сэм и Дин — главные герои, и мы знаем, что конфликт должен возникнуть между ними. Но может быть, не стоит создавать такой конфликт, из-за которого они перестанут общаться друг с другом? Может быть, не стоит разрушать их отношения?
Мы знаем, что братья могут быть в натянутых отношениях (и степень отчуждения тоже является предметом споров в фанатской среде), но я думаю, все согласятся, что весь сюжет построен вокруг отношений Дина и Сэма. Затяжные и серьезные конфликты между ними изматывают зрителя. Как писатели, вы должны понимать, что конфликт, который создает напряжение, должен повышать интерес к повествованию. Так сработало напряжение в сюжетной линии про Печать Каина, потому что мы действительно не знали, как Печать повлияет на Дина. Были даже разговоры о том, что из-за этого он может убить Сэма. А вот напряжение от ссоры между братьями не сработало (ни в нынешнем, ни в предыдущем сезоне), так как в этом не было неопределенности. Было понятно, что братья продолжат работать вместе. Если вы хотите создать напряжение, то сделайте так, чтоб было непонятно, чем дело кончится. И совсем ни к чему эти грандиозные скандалы между братьями.
На самом деле сюжетное напряжение можно создать и с помощью внутреннего конфликта Винчестеров. Такое мы уже наблюдали на примерах самобичевания Дина и стремления Сэма к нормальной жизни, хотя эти внутренние конфликты персонажей все равно приводят к конфликту между ними. Но спустя 10 лет работы с этими персонажами вы можете копнуть глубже, полнее раскрыть их характер и показать их слабости, которые и приведут к внутреннему конфликту. И может быть, тогда Сэм и Дин потянутся друг к другу за поддержкой. Потому что, после всего, что они пережили вместе, и при их работе между жизнью и смертью, они уже должны понять, что нужны друг другу. И если до них это дойдет, то они поймут, что отчуждение и избегание друг друга не имеет смысла. В ваших силах сделать так, чтобы они поняли.
Раскрывайте темы в рамках нескольких эпизодов, а не одного. Мы понимаем, что это трудная задача — развивать идею и события последовательно, на протяжении сезона длиной в 23 эпизода. Но так часто вы, сценаристы, любите приберегать все для финала, на последние пару серий (галлюцинации Сэма, Дин с Печатью Каина — извините, конечно). Эпизоды получаются захватывающие, но, с другой стороны, повествование получается поспешным и сумбурным. Постепенное развитие темы — вот ключ к успеху, позволяющий сохранить внимание зрителя. В 10-ом сезоне, пожалуйста, задействуйте основную тему сезона в каждом эпизоде. Например, можно было добавить побольше сцен, где Дин испытывает влияние Печати Каина. Земную жизнь Кастиэля можно показать глубже и разнообразнее, чем просто поход в туалет и заглатывание зубной пасты. Беспокойство Сэма из-за того, как меняет Дина печать Каина, можно было показать раньше и более наглядно. Иногда, даже если в эпизоде происходит куча событий, они все равно никак не дополняют основную тему сезона. Если вы будете развивать эти события постепенно — и не обязательно каждый эпизод должен быть одинаково динамичным, — то сможете привлечь наше внимание и интерес, и, конечно, мы захотим увидеть, что будет дальше.
Больше мистики и ужасов в автономных эпизодах. Мы знаем, что в каждом сезоне есть автономные эпизоды, отделенные от общей темы. Такие эпизоды могут быть ничуть не хуже или даже лучше, чем серии с развитием сюжетной арки. Просто они должны быть содержательными. Пересмотрите серии «Нечто злое», «Десница Божья», «Потрошитель» — эти самостоятельные эпизоды представляли собой законченные мистические расследования, затягивали полностью и заставляли понервничать. Такого рода «наполнители» можно успешно использовать, чтобы привлечь аудиторию, когда мифология не на высоте — особенно когда эти серии дают нам представление о личностях и психологии Сэма и Дина. Они могут даже косвенно продвигать большую сюжетную линию, например, как в эпизоде «Потрошитель». Но даже если и нет такого, то все равно подобные серии дают прекрасную возможность братьям поработать вместе в полном согласии друг с другом.
Не злоупотребляйте приколами, остротами и отсылками к поп-культуре. Хотя у вас уже было много шедевральных фраз и удачных отсылок к популярной культуре, больше — не значит лучше. Вставляя такие приколы в диалоги, вы делаете их свежими и остроумными, но от постоянного употребления острот диалоги становятся вымученными и неестественными. Обычные люди так не разговаривают, и все мы знаем золотое правило: хороший диалог должен звучать так, как говорят люди в обычной жизни, но немного интереснее. И просто хочу напомнить – есть много способов создать иронию и юмор даже без отсылок к поп-культуре.
Не забывайте об уважении. Еще о том, чем персонажи могут расположить к себе зрителя – и к этому нужно стремиться, - персонажи должны уважительно относиться к окружающим (разумеется, это значит, что вы должны создавать их такими). Мы знаем, что сценаристы в основном мужчины, в то время как фандом — как раз наоборот. Так что, пожалуйста, давайте без шуток на тему, как хороша была мертвая женщина – «мясной костюм» жнеца, — когда Кастиель зажигал с ней. И не надо таких ситуаций, когда духолов – недотепа, но в целом симпатичный - идет по окровавленному ковру в комнате убитой девушки и, осматривая шкаф, нюхает ее лифчик. И, ради всего святого, не надо больше женщин в собачьих ошейниках, даже если они чьи-то фамильяры.
Здесь же необходимо упомянуть, что Сэм и Дин раньше имели больше сочувствия к людям, которых они опрашивали. Сейчас кажется, что они презирают всех людей, с которыми сталкиваются (конечно, многие из этих персонажей изображены так, что вызывают презрение). Куда делись Сэмовы «щенячьи глазки», полные сострадания, и слова утешения семьям пострадавших? Также в самом начале Сэм и Дин очень переживали, если им приходилось убить человека, одержимого демоном. Сейчас об этом не говорится ни слова, и от этого они кажутся слишком хладнокровными. Ведь независимо от того, до какого состояния демоны доводят свой «мясной костюм», не каждый одержимый умирает от этого. Мы понимаем, что по роду деятельности братьям приходится за считанные секунды принимать решения — убить или быть убитым. Но если даже мы помним, что они фактически убивают невинных людей, то Сэм и Дин тем более не должны забывать об этом.
И еще пару слов об уважении: хотя ваши мета-серии отличаются креативностью и все ваши изречения о фанатах или изображение их в сериях — не более чем добродушное подтрунивание, но местами это может показаться оскорбительным. Безумные выходки Бекки в 7-ом сезоне, завуалированные подколки аудитории Метатроном насчет его «повести», фразы Сэма и Дина о фанатах («Король проклятых») — вы рискуете разозлить тех самых людей, которым предлагаете посмеяться вместе с вами. В итоге такое чувство, что вы не нам рассказываете анекдот, а как будто рассказываете анекдот про нас.
В конечном счете это – ваша история и вам ее писать. Ни в коем случае не пытаюсь указывать, как строить сюжет и куда его направить (ну, может быть, немножко намекаю). Хранители знаний, Печать Каина, Дин-демон — эти сюжетные линии имеют грандиозный потенциал. Все вышесказанное относится к менее значимым компонентам, которые помогут вам максимально впечатлить аудиторию. Пишите что считаете нужным, но пишите это так, чтобы мы ощутили эмоциональную связь, чтоб это обогатило наше восприятие истории и чтобы вы могли не ограничивать свою фантазию. Спасибо за внимание.
URL записичитать дальшеКогда мы садимся смотреть серию «Сверхъестественного», у нас всегда есть определенные ожидания — точно так же, как при просмотре любого сериала (или чтении книги, или походе в кино, если уж на то пошло). Мы хотим, чтобы нас развлекли. Но помимо этого, и даже точнее, — мы хотим что-то почувствовать. Мы хотим, чтобы история (в какой бы форме она не подавалась) смогла нас так или иначе расшевелить. Мы хотим увлечься, испугаться, взволноваться; хотим, чтобы нас заставили смеяться, растрогали до слез, дали пищу для размышлений. Безусловно, это трудная задача. Но качественная история способна на все это, и даже больше. Мы знаем, что в «Сверхъестественном» были такие истории. Но иногда шоу не показывает себя достойным в полной мере своего потенциала и не затрагивает так глубоко, как могло бы. К сожалению, для меня девятый сезон — один из таких случаев.
Это эссе — упражнение для фантазии. В нем — то, что я бы сказала, если бы по счастливой случайности смогла полететь в Лос-Анджелес, войти в комнату сценаристов, представляя зрительскую аудиторию, и дать сценаристам «Сверхъестественного» узнать, что в моей голове, хотя бы на 15 минут. Сразу поясню: в этой статье сценаристы не поливаются грязью, не обвиняются в ненависти к определенным персонажам или равнодушии к сериалу. Я принимаю как факт, что сценаристы заинтересованы в написании истории, которую рассказывают, и хотят хорошо выполнять свою работу. И эта статья не о самих сюжетных линиях (что может быть вообще темой для отдельного эссе), а скорее об их воплощении.
И да, в этом упражнении я возьму на себя ответственность говорить от лица всех зрителей (в частности, фандома), объединяя нас словом «мы». Я знаю, что на самом деле буду говорить только за себя, но, с другой стороны, я побывала на достаточном количестве форумов и прочитала достаточное количество постов, чтобы получить общее представление о вещах, в которых фанаты единодушны относительно истории. Так что, если бы мне выпала возможность завладеть вниманием сценаристов незадолго до начала десятого сезона, я бы очень попросила их обдумать нижеследующие моменты (очередность неважна), с помощью которых можно дать аудитории возможность оказаться ближе к персонажам и истории, намного улучшая повествование. Хочу прояснить одно — под «вы» в этом эссе имеется в виду группа сценаристов. Помните, что я обращаюсь прямо к ним.
Здравствуйте, Джереми и вся команда сценаристов «Сверхъестественного» (просто подыграйте мне). Первым делом позвольте мне сказать — я знаю, как вам небезразлична ваша работа. И я знаю, какая она сложная. Я достаточно знаю о написании историй, чтобы понять, как это нелегко. Это — сложно, а сценарии к ТВ-шоу — очень специфичный, особенный, требующий скорости формат подачи истории. В нем нет места красочным описаниям, как в романах. И тем не менее, в ТВ-сериале (тем более таком долгоиграющем, как «Сверхъестественное») есть возможность смастерить истории, проработанные в деталях, подойти к раскрытию персонажа глубоко. Но в процессе создания — когда задаешь тон повествованию, делаешь набросок, переписываешь — может случиться так, что за деревьями не станет видно леса. По своей сути «Сверхъестественное» — очень человеческая история о двух братьях, которые борются против зла. Это та самая история, которой увлечена аудитория, и ваша работа — делать так, чтобы нам все еще было интересно, мы не потеряли нить истории через все перипетии (23 эпизода все-таки), в то же время сохраняя ее основной фокус. Поэтому, если позволите, я выскажу несколько предложений, который могут помочь в том, чтобы аудитория оставалась заинтересованной, несмотря на перемены в мифологии сериала.
читать дальшеПозвольте Сэму и Дину говорить самим. Сейчас каждый из вас уже имеет свой собственный стиль повествования, так и должно быть. Однако Сэм и Дин не должны иметь стиль кого-либо из сценаристов — у них должен быть свой. Вы должны настолько хорошо знать Винчестеров, чтобы они оставались сами собой вне зависимости от происходящего; они должны быть собой, какой бы сценарист их не писал; мы должны узнавать черты, которые были давно заложены в Сэма и Дина. Это не означает, что поведение братьев должно быть предсказуемым. Но оно также не должно слишком выходить за рамки их характеров. Что бы они ни делали, причины их действий не должны противоречить мотивации и мыслям, соответствующим этим персонажам.
Давайте рассмотрим эмоциональную составляющую Сэма, Дина (и Кастиэля) в истории. Как фанаты, мы уже изучили этих персонажей. Тем не менее для того, чтобы продолжать чувствовать к ним близость, мы должны иметь какое-то представление об их мыслях и чувствах. Как вам известно, единственный способ сделать это в телешоу — через поступки героев и диалоги. Нам нужно, чтобы Сэм и Дин больше говорили друг с другом. Или как минимум разговаривали с другими персонажами. Какой бы путь вы ни выбрали для этого, покажите, как они проходят через то, через что им доводится проходить. Если Сэм не ищет Дина в Чистилище и выбрасывает его телефоны, хорошо — но дайте ему несколько фраз, чтобы объяснить, почему он так делал, когда Дин (или другой персонаж) прямо спрашивают об этом. Если Дин говорит Бенни, что он лучший брат, пусть объяснит контекст этого заявления. Если Сэм дает понять, что он и Дин не могут быть братьями, покажите, почему он чувствует так. Например: Сэм ведь мог бы сказать Дину, что ему снились кошмары о том, как он своими руками убивает Кевина, задолго до финала сезона? А еще лучше, почему бы не показать эти кошмары?
Хотя фанатам нравится домысливать канон, это не должно происходить слишком часто. В противном случае сама история будет менее значимой для зрителей — как раз-таки потому, что все пытаются догадаться, как ее понять. К тому же, это ощутимо увеличивает количество ненависти и враждебности в обсуждениях на форумах. Как часто это случается на фанатских сообществах «Сверхъестественного», где дискуссия о новом эпизоде превращается в спор о том, что же на самом деле произошло на экране. Да, знаю, все художественные произведения предполагают некую степень вольного толкования аудиторией, но если это происходит постоянно, из-за неопределенности написанного, тогда, вероятно, вы что-то упускаете. Это можно исправить с помощью однозначных действий и диалогов между персонажами, особенно между братьями. Хотя бы позвольте Сэму и Дину заканчивать их собственные предложения. Иногда мужчины действительно разговаривают друг с другом.
Отсылки к канонным несоответствиям. Мы всегда готовы отбросить наше неверие, когда дело касается вселенной «Сверхъестественного». И тем не менее нам хотелось бы, чтобы эта вселенная работала по правилам, которые вы для нее создали. Конечно же, вы имеете право привносить что-то, если оно вписывается в канон. Но мы не глупы и мы знаем мир сериала, поэтому, если вы что-то собираетесь менять, пожалуйста, дайте объяснение (хотя бы коротенькое), почему прежние правила были изменены. В частности, обосновывайте, когда что-то было раньше так, а теперь по-другому. В крайнем случае дайте персонажу отметить несоответствие вслух. Например, в серии 9.22 («Лестница в небо»), когда Дин столкнулся с Тессой, если бы он хотя бы вскользь выразил свое удивление тем, что Тесса не только жнец, но и ангел, для зрителей это бы имело большое значение.
В большинстве случаев у фанатов находится свое объяснение для несоответствий в каноне, но было бы лучше, если бы вы давали его для нас. Иначе, когда жнецы пускаются во все тяжкие, Сэм с легкостью проникает в Ад и обратно или когда Сэму должно быть 12 лет в эпизоде, но его играет ребенок, который выглядит на семь (я бы могла перечислить больше, но вы и так поняли мысль), — это обесценивает мир, который вы создали, и предполагает, что зрители не уделяют таким вещам пристального внимания. Мы охотнее принимаем изменения в каноне в том случае, если с помощью персонажей вы показываете, как они происходят.
Позвольте людям снова принять участие в истории. Сэм и Дин действуют в мире «Сверхъестественного», однако люди всегда были теми, кого они оберегали. В последнее же время, не считая моментов, когда они берут у кого-нибудь показания, братья больше контактируют со сверхъестественными существами, чем с обычными людьми. И хотя это хорошо, что «Сверхъестественное» переросло уровень «человек в беде», перешло от эпизодов с монстрами недели к более широкой мифологии, нам нужно, чтобы люди снова включились в сюжет. Даже второстепенные персонажи переместились в сверхъестественный мир: Гарт обратился в вервульфа, Чарли в Стране Оз, Кевин (который и так был пророком) умер и стал призраком — таким образом, получается, что только у шерифа Миллз жизнь обычного человека.
Было бы интересно снова затронуть тему того, как мир сверхъестественного влияет на мир людей. На протяжении многих лет ваши предшественники (хотя Джереми как бы один из них) представляли нам многогранных эпизодических персонажей, которым было легко сопереживать, даже если они появлялись в одном эпизоде. Вспомните Лейлу из «Веры» (1.12), Рональда Резника из «Ночного оборотня» (2.12) и Картеров из «Родни» (4.11). Вспомните, когда-то у Винчестеров была цель спасать людей и эти люди играли большую роль в серии (даже если в конце не всех смогли спасти). Такие серии, как «Кроатон» (2.09), «По законам военного времени» (3.12), «С Богом, братцы!» (5.02) наглядно демонстрировали нам Винчестеров, работающих с людьми на протяжении всей истории. И такие истории рождали запоминающиеся, эмоционально сильные эпизоды.
В этом сезоне ангелы, павшие на Землю, предоставили отличную возможность показать, какое влияние может оказать на людей подобный катаклизм. Мы видели немного людей, одержимых ангелами, однако не углублялись в то, как на людей в действительности влияло воздействие сверхъестественных сил. Исключениями можно считать «Лекарство от всех проблем» (9.17) и «Алекс, Энни, Алексис, Энн», в которых вы дали нам эпизодических героев, которым можно сопереживать и в которых можно верить. Учитывая, сколько смертей в «Сверхъестественном», приятно видеть спасенных, и нам нравится, когда у Сэма и Дина появляется что-то, что можно поместить в список «побед».
Будьте вдумчивы при написании эпизодических ролей. Мне жаль это говорить, но большинство характеров ваших эпизодических персонажей кидает из крайности в крайность — либо это совершенно беспомощные люди, либо чрезмерно «мэри-сьюшные». Хотя это и звучит резко, но позвольте мне разъяснить. На сегодняшний день большинство людей, с которыми Сэму и Дину приходится общаться, скорее похоже на карикатуры настоящих личностей. Они либо изображены как типичные «лузеры», которые ведут себя чрезвычайно глупо, либо это люди настолько безнадежные даже в плане обычной жизни, что порой гадаешь: а как они существовали до приезда Винчестеров в город? В этом сезоне дошло до того, что практически во всех сериях, где Сэм и Дин опрашивают людей, эти люди описываются как социально неприспособленные, «изгои» в нормальном обществе или на них повешен ярлык (вами) внешне непривлекательных. Подумайте — владельцы веганской пекарни в «Собачьем полдне Дина» (9.05), члены группы воздержания из «Между молотом и наковальней» (9.08), почти все в «Очищении» (9.13) — черт возьми, даже Дин подколол «типичного» ботаника, описав его характерные внешние черты словами: «Сейчас угадаю — коротышка, бледная немочь, хипстерские очки с чёрной оправой?» (из «Пленников» (9.14). Почему практически каждый человек, который встречается Сэму и Дину, показан таким образом? Послушайте — это нормально, сделать эпизодических героев обычными, симпатичными, даже умными людьми. Не беспокойтесь, они не затмят наших главных героев (хотя есть одна опасность, о которой я напишу дальше).
А теперь другая крайность — такие люди, как Крисси или Чарли. Не поймите неправильно: мы любим, когда на шоу есть сильные женские персонажи (как до этого Джо, Эллен, Памела, а сейчас Джоди, миссис Трэн и, в какой-то мере, Чарли). Просто не используйте Сэма и Дина, чтобы подчеркнуть ум этих героинь. Нам не нравится, когда эпизодические (или даже постоянные) персонажи выясняют все сами, потому что Сэм и Дин не могут, или когда те же персонажи должны прийти и спасти Винчестеров, потому что те слажали на охоте. Почему бы всем не побыть способными одновременно? Почему бы Сэму и Дину не работать вместе с ними, когда те включаются в работу и помогают, но не преуменьшают умений Винчестеров? Бен Эдлунд знал, как написать такого персонажа в отличнейшем эпизоде «Все ненавидят Гитлера» (8.13). Аарон был умным и решительным (и веселым), и при этом Винчестеры могли использовать свои навыки охотников в течение всего эпизода.
Но, эй, не все так плохо. Ребята, вы проделали отличную работу с характером беззащитного Тимми в «Плохих мальчишках» (9.07), а Генри Винчестер и Каин были великолепными задумками (хотя эти двое были не совсем эпизодическими, так как оба крепко привязаны к сюжетной арке).
Эпизодические персонажи, которые являются сверхъестественными существами, не намного лучше. Мы прежде видели некоторых убедительных: призрак Молли в «Убийстве на дороге» (2.16), Коул-призрак (и жнец Тесса, конечно же) в «Смерть берет выходной» (4.15) и Джесси-Антихрист в «Дети — наше будущее!» (5.06). И не забудем о каждом Всаднике (но особенно о Смерти) в пятом сезоне. Сейчас же у нас есть Дэл (демон, работающий на складе) из «Пленников» (9.14), Эзра (ангел, которого допрашивали) в «Короле проклятых» (9.21) и Тайрус (ангел из боулинга) в «Лестнице в небо» (9.22). Они всего лишь сверхъестественный эквивалент «лузеров», которых вы так любите изображать. Откуда возникает вопрос: ребята, почему вы так зациклились на этом? Даже великий и ужасный Метатрон был обрисован как «ботаник, пытавшийся стать одним из популярных детей». Надоело.
И в конечном счете такие персонажи совершенно неубедительны. И даже не смешны. Они невзрачные и незапоминающиеся. Вы способны (и должны) делать все это намного лучше.
Сделайте ваших злодеев злобными. Не хочу сильно углубляться в эту тему, так как она тесно связана с сюжетной аркой каждого сезона. Но это само собой разумеется: сделайте ваших злодеев страшными. Изобразите их могущественными и уверенными, а не слабыми и беззащитными. Пусть они точно знают, кто они такие и чего хотят (разумеется, чего-то очень ужасного), и пусть они преследуют свои цели бескомпромиссно.
Покажите, как злодеи творят зло, а не просто говорят об этом (вспомните девочку Лилит). И запомните: вкрадчивый и льстивый злодей — не страшный. Отличный пример идеального злодея — Аластер, созданный вашими предшественниками (хотя Джереми Карвер тоже принимал в этом участие).
Создавайте конфликты, в которых братья не перестанут быть братьями. Мы знаем, что конфликт — основа хорошей драмы. И разумеется, если братья будут постоянно друг с другом соглашаться и обниматься, то это будет скучно (хотя время от времени это бы как раз не помешало, для разнообразия). Сэм и Дин — главные герои, и мы знаем, что конфликт должен возникнуть между ними. Но может быть, не стоит создавать такой конфликт, из-за которого они перестанут общаться друг с другом? Может быть, не стоит разрушать их отношения?
Мы знаем, что братья могут быть в натянутых отношениях (и степень отчуждения тоже является предметом споров в фанатской среде), но я думаю, все согласятся, что весь сюжет построен вокруг отношений Дина и Сэма. Затяжные и серьезные конфликты между ними изматывают зрителя. Как писатели, вы должны понимать, что конфликт, который создает напряжение, должен повышать интерес к повествованию. Так сработало напряжение в сюжетной линии про Печать Каина, потому что мы действительно не знали, как Печать повлияет на Дина. Были даже разговоры о том, что из-за этого он может убить Сэма. А вот напряжение от ссоры между братьями не сработало (ни в нынешнем, ни в предыдущем сезоне), так как в этом не было неопределенности. Было понятно, что братья продолжат работать вместе. Если вы хотите создать напряжение, то сделайте так, чтоб было непонятно, чем дело кончится. И совсем ни к чему эти грандиозные скандалы между братьями.
На самом деле сюжетное напряжение можно создать и с помощью внутреннего конфликта Винчестеров. Такое мы уже наблюдали на примерах самобичевания Дина и стремления Сэма к нормальной жизни, хотя эти внутренние конфликты персонажей все равно приводят к конфликту между ними. Но спустя 10 лет работы с этими персонажами вы можете копнуть глубже, полнее раскрыть их характер и показать их слабости, которые и приведут к внутреннему конфликту. И может быть, тогда Сэм и Дин потянутся друг к другу за поддержкой. Потому что, после всего, что они пережили вместе, и при их работе между жизнью и смертью, они уже должны понять, что нужны друг другу. И если до них это дойдет, то они поймут, что отчуждение и избегание друг друга не имеет смысла. В ваших силах сделать так, чтобы они поняли.
Раскрывайте темы в рамках нескольких эпизодов, а не одного. Мы понимаем, что это трудная задача — развивать идею и события последовательно, на протяжении сезона длиной в 23 эпизода. Но так часто вы, сценаристы, любите приберегать все для финала, на последние пару серий (галлюцинации Сэма, Дин с Печатью Каина — извините, конечно). Эпизоды получаются захватывающие, но, с другой стороны, повествование получается поспешным и сумбурным. Постепенное развитие темы — вот ключ к успеху, позволяющий сохранить внимание зрителя. В 10-ом сезоне, пожалуйста, задействуйте основную тему сезона в каждом эпизоде. Например, можно было добавить побольше сцен, где Дин испытывает влияние Печати Каина. Земную жизнь Кастиэля можно показать глубже и разнообразнее, чем просто поход в туалет и заглатывание зубной пасты. Беспокойство Сэма из-за того, как меняет Дина печать Каина, можно было показать раньше и более наглядно. Иногда, даже если в эпизоде происходит куча событий, они все равно никак не дополняют основную тему сезона. Если вы будете развивать эти события постепенно — и не обязательно каждый эпизод должен быть одинаково динамичным, — то сможете привлечь наше внимание и интерес, и, конечно, мы захотим увидеть, что будет дальше.
Больше мистики и ужасов в автономных эпизодах. Мы знаем, что в каждом сезоне есть автономные эпизоды, отделенные от общей темы. Такие эпизоды могут быть ничуть не хуже или даже лучше, чем серии с развитием сюжетной арки. Просто они должны быть содержательными. Пересмотрите серии «Нечто злое», «Десница Божья», «Потрошитель» — эти самостоятельные эпизоды представляли собой законченные мистические расследования, затягивали полностью и заставляли понервничать. Такого рода «наполнители» можно успешно использовать, чтобы привлечь аудиторию, когда мифология не на высоте — особенно когда эти серии дают нам представление о личностях и психологии Сэма и Дина. Они могут даже косвенно продвигать большую сюжетную линию, например, как в эпизоде «Потрошитель». Но даже если и нет такого, то все равно подобные серии дают прекрасную возможность братьям поработать вместе в полном согласии друг с другом.
Не злоупотребляйте приколами, остротами и отсылками к поп-культуре. Хотя у вас уже было много шедевральных фраз и удачных отсылок к популярной культуре, больше — не значит лучше. Вставляя такие приколы в диалоги, вы делаете их свежими и остроумными, но от постоянного употребления острот диалоги становятся вымученными и неестественными. Обычные люди так не разговаривают, и все мы знаем золотое правило: хороший диалог должен звучать так, как говорят люди в обычной жизни, но немного интереснее. И просто хочу напомнить – есть много способов создать иронию и юмор даже без отсылок к поп-культуре.
Не забывайте об уважении. Еще о том, чем персонажи могут расположить к себе зрителя – и к этому нужно стремиться, - персонажи должны уважительно относиться к окружающим (разумеется, это значит, что вы должны создавать их такими). Мы знаем, что сценаристы в основном мужчины, в то время как фандом — как раз наоборот. Так что, пожалуйста, давайте без шуток на тему, как хороша была мертвая женщина – «мясной костюм» жнеца, — когда Кастиель зажигал с ней. И не надо таких ситуаций, когда духолов – недотепа, но в целом симпатичный - идет по окровавленному ковру в комнате убитой девушки и, осматривая шкаф, нюхает ее лифчик. И, ради всего святого, не надо больше женщин в собачьих ошейниках, даже если они чьи-то фамильяры.
Здесь же необходимо упомянуть, что Сэм и Дин раньше имели больше сочувствия к людям, которых они опрашивали. Сейчас кажется, что они презирают всех людей, с которыми сталкиваются (конечно, многие из этих персонажей изображены так, что вызывают презрение). Куда делись Сэмовы «щенячьи глазки», полные сострадания, и слова утешения семьям пострадавших? Также в самом начале Сэм и Дин очень переживали, если им приходилось убить человека, одержимого демоном. Сейчас об этом не говорится ни слова, и от этого они кажутся слишком хладнокровными. Ведь независимо от того, до какого состояния демоны доводят свой «мясной костюм», не каждый одержимый умирает от этого. Мы понимаем, что по роду деятельности братьям приходится за считанные секунды принимать решения — убить или быть убитым. Но если даже мы помним, что они фактически убивают невинных людей, то Сэм и Дин тем более не должны забывать об этом.
И еще пару слов об уважении: хотя ваши мета-серии отличаются креативностью и все ваши изречения о фанатах или изображение их в сериях — не более чем добродушное подтрунивание, но местами это может показаться оскорбительным. Безумные выходки Бекки в 7-ом сезоне, завуалированные подколки аудитории Метатроном насчет его «повести», фразы Сэма и Дина о фанатах («Король проклятых») — вы рискуете разозлить тех самых людей, которым предлагаете посмеяться вместе с вами. В итоге такое чувство, что вы не нам рассказываете анекдот, а как будто рассказываете анекдот про нас.
В конечном счете это – ваша история и вам ее писать. Ни в коем случае не пытаюсь указывать, как строить сюжет и куда его направить (ну, может быть, немножко намекаю). Хранители знаний, Печать Каина, Дин-демон — эти сюжетные линии имеют грандиозный потенциал. Все вышесказанное относится к менее значимым компонентам, которые помогут вам максимально впечатлить аудиторию. Пишите что считаете нужным, но пишите это так, чтобы мы ощутили эмоциональную связь, чтоб это обогатило наше восприятие истории и чтобы вы могли не ограничивать свою фантазию. Спасибо за внимание.